Как стало известно, структура поставок по крупнейшему нефтепроводу Восточная Сибирь—Тихий океан (ВСТО) в ближайшие годы может серьезно измениться. “Роснефть” собирается стать практически единственным ее эксплуатантом из-за планов по существенному увеличению мощности ее будущего дальневосточного НПЗ. Если “Роснефти” при этом удастся согласовать планы по расширению поставок нефти в Китай, другие нефтяники будут почти лишены возможности экспорта в Азию, пишет “Коммерсантъ”.
В пятницу на межправительственной комиссии по ТЭКу под председательством Аркадия Дворковича “Роснефть” заявила о планах по существенному расширению мощности своего будущего дальневосточного НПЗ — Восточной нефтехимической компании (ВНХК), рассказали несколько источников, знакомых с ходом заседания. Первый вице-президент и статс-секретарь госкомпании Лариса Каланда сообщила, что мощность ВНХК может быть увеличена с 10 млн тонн до 24 млн тонн нефти, говорят собеседники. В связи с этим “Роснефть” претендует на соответствующие объемы поставок нефти по нефтепроводу Восточная Сибирь—Тихий океан (ВСТО). В самой “Роснефти” эту информацию не комментируют. ВНХК планируется построить к 2017 году, завод будет производить как топливо, так и продукты нефтехимии.
В пресс-службе правительства после заседания комиссии заявили о том, что “по итогам обсуждения вице-премьер поручил в течение двух месяцев детально проработать вопрос ресурсной обеспеченности и пропускной способности трубопроводов и иной инфраструктуры региона, после чего вернуться к вопросу создания ВНХК”. По словам одного из участников заседания, большая его часть была посвящена обсуждению предложения “Роснефти”. Госкомпания объясняет это необходимостью снижения стоимости топлива на Дальнем Востоке. “Есть задача снизить цены, поставленная президентом. Кроме того, необходимо увеличивать экспорт не сырой нефти, а нефтепродуктов, поэтому мощность ВНХК должна быть существенно увеличена”,— говорит один из собеседников. В конце апреля президент страны Владимир Путин раскритиковал “Роснефть” за высокие цены на бензин на Дальнем Востоке.
Мощность ВСТО сейчас 31 млн тонн нефти в год, из которых 15 млн тонн (с месторождений “Роснефти”) не доходит до конечной точки в порту Козьмино, а поставляется в Китай через ответвление Сковородино—Мохэ. В прошлом году нефть по ВСТО поставляли также ТНК-BP (6,4 млн тонн), “Сургутнефтегаз” (6,2 млн тонн), “Газпром нефть” (100 тыс. тонн), Иркутская нефтяная компания, “Дулисьма” и “Газпром” (в сумме около 3 млн тонн). В начале мая стало известно, что разрешение на прокачку по ВСТО получил ЛУКОЙЛ, который планирует поставить в июле 100 тыс. тонн нефти.
В ближайшее время мощность ВСТО вырастет до 50 млн тонн нефти в год, но “Роснефть” планирует увеличить поставки нефти в Китай по Сковородино—Мохэ на 2-7 млн тонн в год. “”Роснефть” хочет получать по ВСТО еще 24 млн тонн нефти, то есть она собирается занять почти все свободные объемы ВСТО (до 46 млн тонн из 50 млн.— ред.)”,— говорит источник в одной из нефтекомпаний. “Все компании финансировали ВСТО через тарифы, но пользоваться трубой мы не сможем”,— возмущается собеседник.
“Коммерческая модель ВНХК пока не совсем ясна, нужно понять, действительно ли необходимо такое увеличение мощностей, если есть необходимый рынок сбыта”,— говорит источник в правительстве. В Минэнерго вчера от комментариев отказались. В “Транснефти” заявили, что “техусловия на подключения ВНХК были выданы только на 2010 год и из расчета мощности завода в размере 10 млн тонн нефти, прокачиваемой по ВСТО”. Кроме того, если “Роснефть” действительно будет получать по ВСТО 24 млн тонн нефти, существует риск недозагрузки порта Козьмино. “Финансовая модель порта Козьмино предполагает, что до 2028 года через него будет прокачиваться по 30 млн тонн. Тогда мы сможем вернуть заемные средства, на которые он был построен. Только в этом случае будут действовать нынешние тарифы на перевалку, которые устраивают нефтекомпании и делают привлекательным экспорт”,— заявилпредставитель “Транснефти”.
Аналитик “ИФД-Капитала” Виталий Крюков отмечает, что сейчас идет активная модернизация Комсомольского НПЗ “Роснефти” и Хабаровского НПЗ “Альянса”, после окончания которой в регионе будет достаточно нефтепродуктов. Расширение мощности ВНХК добавит дополнительные объемы, но основное количество нефтепродуктов, скорее всего, будет уходить на экспорт, отмечает эксперт. По его мнению, “Роснефть” хочет стать единственной российской нефтекомпанией, сотрудничающей с Китаем, но такая ситуация вряд ли устраивает других нефтяников, также нацеленных на премиальный азиатский рынок.
|