Введение заградительных пошлин на импорт топлива позволит владельцам НПЗ переложить затраты по модернизации оборудования на украинских потребителей. Такое мнение было высказано представителями независимых автозаправочных сетей и отраслевыми экспертами сегодня на пресс-конференции, передает корреспондент OilNews. В частности, директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн сообщил о том, что в результате возможного введения импортных пошлин в размере ?80/т (притом что Минэнерго предлагает ставку ?130/т) налоговая составляющая в структуре стоимости бензина достигнет 51%, дизтоплива – 35%. Как результат, в рознице цена бензина А-95 может превысить 11,2 грн/л, дизтоплива – 9,10 грн/л. Генеральный директор сети АЗС Shell в Украине Вильям Козик подчеркнул, что подорожание затронет не только импортное топливо, но и продукцию украинских НПЗ. «В Украине существует импортный паритет, и украинские НПЗ всегда ориентируются на цены импортированного топлива. Если будут введены какие-то пошлины, можно быть уверенными, что цены на этих заводах поднимутся именно до того же паритетного уровня», – сказал он. В свою очередь президент ПАО «Концерн Галнафтогаз» Виталий Антонов считает, что именно за счет такого подорожания топлива Минэнерго намерено создать условия для модернизации украинских НПЗ. «Вопрос стоит очень просто: кто заплатит за модернизацию устаревших украинских НПЗ: потребитель или все же собственник? При введении пошлин модернизация ляжет на потребителя, а при сохранении конкурентой среды собственникам придется инвестировать в модернизацию свои или привлеченные деньги», – добавил президент ПАО «Концерн Галнафтогаз» Виталий Антонов. По его словам, введение пошлин на импортные нефтепродукты приведет не только к значительному росту цен на топливо. Вследствие данной меры поднимутся цены и на товары первой необходимости, такие как хлеб, молоко и т.д. В то же время президент Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов» Леонид Косянчук отметил, что у заводов были возможности для проведения модернизации. «Государство шло навстречу владельцам НПЗ с первого дня, продав заводы за копейки и рассчитывая на их модернизацию. Прошло 10 лет, и мы по-прежнему имеем старые НПЗ с низкой глубиной переработки и новые требования о создании для них тепличных условий», – заявил Л. Косянчук. По его словам, группа «Приват» в 2009 г. закупала украинскую нефть по ценам в 2-3 раза ниже рыночных, в результате чего «сэкономила» около $1 млрд. Тем не менее, данные средства не были направлены на развитие принадлежащих группе заводов в Кременчуге, Надворной и Дрогобыче. «Где гарантия, что теперь ситуация не повторится? Пока планы о модернизации остаются только обещаниями», – отметил Л. Косянчук. В свою очередь заместитель директора сети АЗС WOG Анатолий Савич опроверг тезис владельцев НПЗ относительно демпинга со стороны белорусских производителей. «В Беларуси функционирует максимально понятная и прозрачная система реализации нефтепродуктов – на открытых электронных торгах, – рассказал А.Савич. – Кроме украинских компаний в них участвуют европейские компании, поэтому о демпинге не может быть и речи. ТНК-ВР, как акционеру Мозырского НПЗ, это хорошо известно». По его словам, нефтепереработчики умышленно дезинформируют правительство с целью введения пошлин и улучшения своей экономики за счет украинских потребителей. В свою очередь, глава украинского представительства «Орлен Летува» Игорь Майстренко поделился опытом модернизации НПЗ компании в Мажейкяе (Литва). «В последние два года маржи переработки низкие по всей Европе, это привело к закрытию некоторых НПЗ. И я думаю, украинские НПЗ просто ощутили на себе общеевропейскую тенденцию. Наше предприятие не исключение, и мы боремся с кризисом, привлекая кредиты и модернизируя производство. Практики применения пошлин или другой господдержки в Литве нет, хотя мы также граничим с Беларусью», – говорит И. Майстренко. Участники сегодняшней пресс-конференции высказали мнение, что стимулировать развитие нефтеперерабатывающей отрасли необходимо следующими мерами: - введением налогового поощрения выпуска качественных нефтепродуктов (лучше качество – меньше налог); - ужесточением требований к качеству топлива, что автоматически уберет с рынка низкокачественные сорта топлива, место которых в первую очередь займет продукция местных производителей; - принятием пакета законопроектов о стимулировании модернизации НПЗ путем отсрочек по уплате налогов на оборудование, необходимое для модернизации. Это придало серьезный стимул модернизации в России и Беларуси. Как сообщал OilNews, в начале декабря министр топлива и энергетики Юрий Бойко обратился к премьер-министру Николаю Азарову с просьбой начать специальное расследование с целью введения импортных пошлин на бензины в размере ?130/т, на дизельное топливо (независимо от содержания серы) – ?80/т, сжиженный газ (пропан или смесь пропана и бутана) – ?40/т. В свою очередь, об отсутствии оснований для введения пошлин сообщало Министерство экономического развития. Согласно его выводам, данная мера обернется негативными последствиями для рынка и приведет к значительному сокращению импорта топлив, снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, возникновению угрозы дефицита нефтепродуктов, ограничению доступа на рынок качественного топлива. В декабре 2010 г. Ассоциация «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» обратилась к премьер-министру Николаю Азарову и в администрацию президента В. Януковича с просьбой не допустить закрытия границ для импортных нефтепродуктов. В письме ассоциации отмечено, что с учетом повышения акцизов (согласно принятому недавно Налоговому кодексу) введение пошлины на импорт нефтепродуктов приведет к повышению их стоимости в Украине на 20-22%, или на 1,5-1,7 грн за 1 литр, и ограничит доступ на рынок топлива, соответствующего стандартам Евро-4 и Евро-5. Против введения пошлин высказывались и топ-менеджеры компаний «Параллель», «Концерн Галнафтогаз» (ОККО), «Континент НефтеТрейд» (WOG), а также эксперты рынка.
|